Торжество православия

В первое воскресенье Великого поста совершается  празднование Торжества Православия, установленного в Греции IX века, в память окончательной победы над врагами Православия — иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Св. Писании и утвержденное обычаем первых христиан до VIII века оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, возникшая в Греции, распространилась по многим странам.

Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.

После VII вселенского собора (787г.) закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX века были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности.

В 843г. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста.

Греческая царица Феодора предложила святейшему патриарху Мефодию собрать всех православных митрополитов, архиепископов, игуменов, клириков и мирян, чтобы пришли в Церковь Божию с честными крестами и святыми иконами в первую неделю Великого поста.

Когда множество народа собралось, пришел и сам царь Михаил со своей православной матерью Феодорой и со всем снклитом. Соединившись со святым Патриархом, вместе двинулись от алтаря со святыми иконами, честным крестом и Святым Евангелием и пошли с литией до ворот дворца. И после долгой молитвы и многоплачевного и умиленного взывания <Господи, помилуй> возвратились во святой Храм для совершения Божественной Литургии с великой радостью.

Таким образом были восстановлены святые и честные иконы для почитания и поклонения в Храме Божием. В XII и XIV веках служба, совершаемая в этот день, была значительно дополнена за счет включения текстов, изображающих главные догматы христианства.

Эта служба представляет торжество церкви над всеми ересями и расколами.

В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на

середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь

Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на

путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает

Символ веры и произносит анафему, т.е. объявляет об отделении Церкви

всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и

<вечную память> всем скончавшимся защитникам веры православной,

а <многие лета> — живущим.