Григорий Палама

Второе воскресенье Великого поста Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. В богослужении этой седмицы восхваляется пост как путь к такому внутреннему благодатному озарению. Православное учение о посте с особенной силой раскрывается в воспоминании святителя Григория Паламы, архиепископа Солунского (XIV в). Святой Григорий родился в 1296 году в Малой Азии. С детства он обладал прекрасными способностями и большим прилежанием. Едва достигнув 20 лет, он удалился на Святую Гору Афон, где, со временем, стал подвизаться умному деланию — уединенной и безмолвной молитве. Много занимался богословскими трудами. Святой Григорий известен как защитник Православия и обличитель еретического учения Варлаама, отвергавшего православное учение о благодатном свете, просвещающем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо, например, как это было на Фаворе и Синае. Варлаам не допускал возможности достигнуть озарения постом и молитвой. На созванном по этому поводу Соборе в Константинополе в 1341 году святой Григорий Палама, названный сыном Божественного света, обличил еретиков и защитил учение о Свете Божественном, несотворенном,  присносущном, которым сиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигающие такого озарения посредством молитвы и поста. По той причине, что святой Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы, и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

Тропарь:

Святитель Григорий Палама Православия светильниче, Церкви утверждение и учителю, монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, молися всегда спастися душам нашим.

Кондак:

 Премудрости Священный и Божественный орган, богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя Григорие Богоглагольниче: Но яко ум уму первому предстояй, к нему ум наш отче настави, да зовем: радуйся проповедниче благодати.

Притчи:

ОДИН СТАРЕЦ ГОВОРИТ УЧЕНИКАМ:

— Когда правитель хочет победить неприятельский город, то, прежде всего, удерживает воду и съестные припасы. Неприятель, погибая от голода, вынужден покориться ему. Так бывает и с грехами. Если человек будет жить в посте и молитве, то враг, ослабев, покидает его душу.

У ОДНОГО СТРАЦА спросили:
— Как у тебя хватает терпения пребывать в одиночестве в этом заброшенном уголке земли?
Он ответил:
— Я никогда не нахожусь в одиночестве. У меня всегда есть собеседник — Господь. Когда я хочу, чтобы Он говорил со мной, я читаю Святое Писание. А когда хочу сам поговорить с Ним — молюсь.
ЖИЛ БЫЛ ПАСТУХ. От рождения он был слабоумным, и не мог заучить на память, даже коротенького стишка. Зато он был всегда веселым, добродушным, и всегда готовым помогать людям, чем только мог. Люди, из той деревни в которой он жил, решили, что лучшего пастуха им не найти, и стали доверять ему пасти своих овец.

Каждое утро, с восходом солнца, и каждый вечер на закате, пастух молился. Он сочинил себе простенькую молитву «Господи, спасибо тебе за то, что ты помогаешь мне пасти этих овец». Молитва его, хоть была простой, но всегда исходила из самого сердца.

Однажды, теми краями проходил на поклонение к святым местам, один праведник. Устав от долгого пути, он прилег в тени небольшого деревца, и не заметил, как уснул.

Праведник проснулся на рассвете от какого-то ворчания поблизости. Он пошел посмотреть, кто там бормочет и увидел пастуха. Праведник вслушался в еле разборчивые слова пастуха и понял, что тот молится.

Дождавшись пока пастух закончит, праведник подошел к нему и сказал: «Послушай, ты ведь неправильно молишься». Пастух сразу понял, что перед ним святой человек, и внимательно, с уважением прислушивался к каждому слову.

Он ответил: «Уважаемый, но я не знаю других молитв, кроме этой».

«Тогда, я тебя научу», – сказал праведник. И как только он начал первые уроки, сразу понял, что научить правильно молиться этого пастуха будет не так-то просто. У праведника были умение и опыт учителя, и он решил, что добросовестно выполнит свой долг перед Творцом, и все-таки научит этого пастуха правильным молитвам.

Праведник потратил две недели, прежде чем пастух начал делать первые успехи и дословно повторил первую молитву. Вдохновленный успехами своего ученика, праведник не стал останавливаться на достигнутом и потратил еще неделю, чтобы научить пастуха еще двум молитвам и закрепить все ранее усвоенное пастухом.

Когда оба, учитель и ученик, поняли, что пришла пора прощаться, пастух с уважением поблагодарил своего учителя. А праведник, еще раз убедившись, что пастух правильно все усвоил, дав еще несколько последних наставлений, попрощавшись со своим учеником, с чувством выполненного долга продолжил свой путь.

После расставания с пастухом, на третьей неделе долгого изнурительного пути, праведник увидел на обочине дороги необычного человека. Он сидел на камне и явно кого-то поджидал. На нем была серая, выцветшая на солнце накидка. Незнакомец окликнул праведника по имени. Праведник, сколько месяцев в пути, ни разу не слышал, чтобы кто-либо произнес его имя, да и кто мог знать его в этих, таких далеких от его дома, краях? Когда незнакомец снял с головы накидку, праведник сразу понял, кто перед ним, и почтительно поклонился. Это был посланник Творца.

«Эх, что же ты наделал», – сказал посланник, – «Ты отвернул от Отца нашего чистую невинную душу».

«О горе мне, как я мог такое сделать?», – взмолился праведник, – «Я и в помыслах не имел ничего подобного».

«Пастух», – продолжил посланник, – «он забыл твои наставления, он забыл твои молитвы. И посчитал, что если он не может молиться правильно, то молиться вообще не стоит. И он престал молиться, перестал благодарить Творца за милости Его. Вернись и скажи ему, пусть продолжает молиться так, как он молился прежде!».