Памятка для подающих записки.
О ПОМИНОВЕНИИ
Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или об упокоении.
Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения: «О ЗДРАВИИ» или «ОБ УПОКОЕНИИ», после чего разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечают на вопрос «кого?»). Первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например: митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, иерея Димитрия, монахини Ангелины).
Все имена должны быть даны в церковном написании ( Татианы, Алексия ) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши Любы).
Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах (заказные или простые записки) отражает лишь разницу в сумме пожертвования.
Многие указывают в своих поминальных записках перед именами некоторые сведения о возрасте, звании или положении своих сродников, например, мл. (младенец, то есть дитя до 7 лет), отр. ( отрок или отроковица — до 14 лет), в. (воин), бол. (болящий) пут. (путешевствующий), уб. (убиенный). В записках «О УПОКОЕНИИ» усопший в течении 40 дней по кончине именуется «новопреставленный».
Церковь не поминает:
— самоубийц;
— не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
— усопших, причисленных к лику святых. Например: блаженная Матрона, блаженная Ксения. Причина проста: находясь у Престола Божия именно они
молятся за нас;
— убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены в Православие. Обычно такие люди еще при жизни просили родственников «не отпевать» и «не хоронить по канонам Православной Церкви».
Кроме общих богослужений (литургия, вечерня, утреня) в Православной Церкви существуют частные богослужения, называемые требами. Так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан, в том числе молебен (о живых) и панихида (об усопших). Они совершаются обычно по окончании литургии и заказываются там же, где принимают записки, продают свечи.
Молебен можно заказать Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.), Божией Матери (разным её иконам) или почитаемым святым — по желанию прихожанина.
Бог благоволит, чтобы мы получали помощь от Него в своих нуждах через молитвы к Богородице и Святым.
В конце молебна обычно священник совершает освящение икон, крестиков, кропя их святой водой и читая молитву.
Панихида служиться перед кануном — особым столиком и изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды Храма в память об усопших близких.
Записки на молебен или панихиду оформляются следующим образом: вверху указывается вид записки (например, «Молебен благодарственный Спасителю», «Молебен Владимирской иконе Божией Матери о здравии», «Панихида»), а далее пишутся имена в обычном порядком.
Во многих монастырях существует особая треба — поминовение живых и усопших во время чтения Псалтири.
В монастырях и Храмах принимают записки для поминовения живых и усопших христиан на 40 дней (сорокоуст), на пол года и на год. В этом случае имена записываются в специальный синодик и братья обители или Храма в течение указанного срока за каждым богослужением молятся о наших сродниках.
Понимая, что самое большое, что мы можем сделать для наших близких (особенно усопших), это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия.