Память святой равноапостольной Нины совершается в Православной Церкви 27 января по новому стилю.
Жизнеописание святой Нины
Имя равноапостольной Нины неразрывно связано с Грузией, где она много потрудилась для распространения христианской веры, став, таким образом, святой покровительницей этой страны.
Из житийной литературы известно, что святая Нина родилась около 280 года на востоке Малой Азии, называемой в то время Каппадокией. Семья Нины была не только верующей, но и тесно связанной с Церковью. Так, мать будущей святой приходилась родной сестрой Иерусалимскому патриарху, а великомученик Георгий был родственником ее отца. Это не могло не сказаться на воспитании и мировоззрении юной Нины, которая с детских лет проявляла глубокую веру и горячую любовь к Богу.
Житие рассказывает о том, что Нина, услышав о Ризе Господней, перенесенной из Иерусалима в Мцхету, загорелась желанием отправиться в далекую страну для поисков этой великой святыни. Однако, ей была уготована Богом более высокая задача – просвещение народа Иверии, бывшего в то время языческим, светом Христова учения. Путь в далекую страну был не прост, но Нине удалось достичь ее, избежав множества опасностей. Жития святой повествуют о том, что император Диоклетиан, управлявший в то время Римской империей, начал новое гонение на христиан, и жизнь Нины была под угрозой. Девушка вместе с несколькими христианками покинула территорию империи, скрывшись в Армении, однако, и там, по приказу Диоклетиана, верующие были схвачены и казнены, и лишь Нине, по промыслу Божиему, удалось, чудом, избежать смерти.
Оказавшись в Иверии, святая Нина сразу же приступила к возложенной на нее задаче, начав рассказывать языческому населению о Христе. Проповедь ее была настолько сильной и убедительной, что многие сразу же уверовали и пожелали принять Крещение.
В житиях также сохранились рассказы о том, что несение благой вести к грузинскому народу сопровождалось различными чудесами, которые святая Нина совершала с молитвой. Тридцать с лишним лет непрестанных трудов и проповеди равноапостольной привели к тому, что вся Грузия была обращена в христианство. Скончалась святая Нина в 335 году и была погребена в восточной части страны, Кахетии. Ее мощи находятся в Бобдийском женском монастыре, куда в дни поминовения просветительницы Грузии стекается большое количество паломников.
Крест равноапостольной Нины
Крест равноапостольной Нины, сплетенный из виноградных лоз, является одной из главных святынь Грузии. По преданию, он был вручен Нине самой Пресвятой Богородицей, пославшей святую на проповедь Иверии. Эту святыню она принесла грузинскому народу, и после ее смерти он долгое время хранился в главном соборе Мцхеты. Однако, гонения на христиан со стороны языческих правителей вынудили грузинских верующих перенести крест на территорию Армении, чтобы спасти эту великую святыню от поругания. Крест святой Нины неоднократно переносили из монастыря в монастырь, а в середине XVIII века он оказался в России и хранился в имении грузинских князей. Один из представителей княжеской семьи принес эту реликвию в дар императору Александру I, по повелению которого, крест был возвращен в Грузию, где и находится в настоящее время в Тифлисском кафедральном соборе. Крест равноапостольной Нины вставлен в серебряный киот, украшенный миниатюрами, посвященными жизни святой и ее трудам по проповеди Евангелия в Грузии.
Иконописные изображения святой Нины.
На иконах святую Нину всегда изображают с крестом в руках. Так обычно на иконописных изображениях пишут всех святых, прославленных в чине равноапостольных, которые, подобно святым апостолам, посвятили свою жизнь проповеди учения Христа. Крест на таких иконах символизирует собой Таинство Крещения, которое приняли многие люди, благодаря трудам святого. Слово «апостол» обозначает в переводе с греческого «посланник», потому нередко апостолов и равноапостольных святых изображают с Евангелием в руках, как проповедовавших слово Божие людям. Святая Нина также всегда изображается с книгой или свитком.
Святитель Игнатий ( Брянчанинов ) — отечник, Авва Исаия отшельник.
Блаженны те, которые не возложили упования на дела свои, которые уразумели величие Божие и сподобились исполнять в точности волю Божию. Познав свою немощь, они сосредоточивают все подвиги свои в печаль покаяния: они оплакивают себя, оставя суетную и греховную заботу о всем, совершающемся в мире, который, как создание Божие, подлежит суду единого Бога.
В чем состоит служение Богу? ни в чем ином, как в устранении из ума всего чуждого, когда славословим Бога. Да не будет в нас услаждения чем-либо земным в то время, как мы молимся Ему! да не будет в нас злобы в то время, как воспеваем Его! да не будет в нас ненависти к ближнему в то время, когда покланяемся Ему! да не будет в нас лукавого рвения в то время, как устремляем ум наш к Нему! да не движется срамная похоть в членах наших в то время, когда занимаемся памятию Божиею. Всем этим душа омрачается, содержится в плену, и, имея эти страсти в себе, не может приносить чистого служения Богу. Они возбраняют ей на воздухе, то есть, возбуждая помыслы и мечтания, не допускают ее предстать Богу и совершать таинственное служение Ему, молясь Ему от сладостного действия Божественной любви с услаждением сердца, в святой воле Божией, причем душа бывает просвещаема Богом. Не отсекая упомянутых страстей духовным разумом, ум находится постоянно в омрачении и не может преуспеть в Боге.