Воскресное Евангелие
О Закхее
1. Потом Иисус вошел в Иерихони проходил через него.
2. И вот, некто, именемЗакхей, начальник мытарей и человек богатый,
3. искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
4. и, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
5. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
6. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
7. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
8.Закхейже, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
9. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сынАвраама,
10. ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
(Лк. 19, 1–10)
Историю начальника мытарей Закхея описывает из всех евангелистов только Лука. Мытари — сборщики податей и пошлин в пользу Римского государства, которому в то время была подчинена Иудея. Многие из них занимались вымогательством, требуя от своих соотечественников большие деньги, чем было положено, и на этом составляли собственное богатство. За это их не любили и презирали.
Когда Господь наш Иисус Христос проходил через город Иерихон, начальнику местных мытарей, человеку богатому, по имени Закхей, очень хотелось Его увидеть, но он был мал ростом и ему ничего не было видно из-за толпящегося народа. Тогда он забежал вперёд, влез на смоковницу и ждал, когда Христос пройдет мимо. И Господь увидел его прежде, чем он сумел увидеть Господа. Так Бог всегда спешит нам навстречу, лишь только увидит нашу готовность.
Когда Закхей услышал о намерении Иисуса посетить его дом, радость его была безгранична. «Господи! — говорит он, — половину имения моего я отдам нищим, если кого чем обидел, воздам вчетверо!» «Вчетверо», — это он говорит согласно с Законом, потому что Закон требовал от того, кто украл, вернуть пострадавшему в четыре раза больше, чем было украдено. «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама», — говорит в ответ на эти слова Закхея Господь. «Дому сему» значит всей семье Закхея. А сыном Авраамовым Иисус называет Закхея потому, что он, подобно ветхозаветному праведнику Аврааму, оказал гостеприимство Богу.
Но все это можно понять и иносказательно. Тогда малый рост Закхея прочитывается как его нравственная приземлённость. Когда же говорится, что он не мог рассмотреть Господа «за народом», надо под «народом» понимать бурлящие в нем страсти и заботы житейские, мешающие ему видеть Бога. А то, что Закхей влез на смоковницу, означает, что он сумел возвыситься над собой, над своими земными удовольствиями. (Лк. 19, 1-10).