Сретенье Господне

Сретение Господне,  один из Двунадесятых праздников христианской Церкви, то есть главных праздников церковного года. Это непереходящий праздник, в Русской Православной Церкви он отмечается 15 февраля. В переводе с церковнославянского «сърѣтение» — «встреча». День Сретения — точка во времени, где встретились Ветхий и Новый Заветы. Древний мир и христианство. Произошло это благодаря человеку, которому в Евангелии отведено совершенно особенное место.

По закону Моисееву, все еврейские родители должны были своих первенцев мужского пола на сороковой день после рождения приносить в Иерусалимский храм для посвящения Богу. При этом полагалось, в благодарность Богу, принести жертву; богатые приносили овцу, а бедные — двух голубиных птенцов. Закон этот был установлен в память исхода евреев из Египта и освобождения от рабства. Во исполнение этого закона Матерь Божия и праведный Иосиф принесли Младенца Иисуса в Иерусалим.

В это время в Иерусалиме жил старец по имени Симеон, человек праведный и благочестивый. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрёт до тех пор, пока не увидит Христа Господня, Мессию. Старец дожил до очень преклонных лет. В тот день, когда Младенца Иисуса принесли в храм, он тоже пришёл туда по наитию свыше. Симеон встретил Младенца, взял Его на руки, и, славя Бога, сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (Евангелие от Луки, гл. 2, ст.29 — 32). Иосиф и Мария дивились словам Симеона.

Симеон также предсказал Матери Божией, что из-за Младенца будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. «И Тебе Самой оружие пройдет душу» (от Луки, гл.2, ст. 35) — это значило, что Она Сама будет переживать великое горе за Сына Своего, когда Он будет страдать.  Тут же, в храме, находилась благочестивая вдова Анна пророчица, 84-х лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме, кто ожидал пришествия Христа. Исполнивши всё, что следовало по закону, Матерь Божия с Младенцем и праведный Иосиф возвратились домой  Так в лице последних ветхозаветных праведников Симеона Богоприимца и Анны пророчицы произошла встреча (сретение) уходящего Ветхого Завета с Новым Заветом Иисуса Христа.

                ВСТРЕЧА СИМЕОНА С МЛАДЕНЦЕМ       

Блестит великий храм священный,

            Весь устремленный к небу, вверх.

            В него идет по вдохновенью

            Счастливый старый человек.

            Ему открыл Бог, что до смерти

            Спасителя увидит он.

            Сегодня чувствует, что встретит

            Его во храме Симеон.

            Муж  праведный, благочестивый

            Спасенье для народа ждет.

            Он, Духом Божиим водимый,

            В Младенце Бога узнает.

            Берет ослабшими руками

            Надежду мира Симеон,

            И потускневшими очами

            Величье в малом видит он.

           Открой, Господь, и наши очи,

            Чтобы увидеть мы могли

            И в малом, и в простом воочию

            Великие дела Твои.

           И в мир, как в храм нерукотворный,

           Дай нам проникнуть и познать

           Всей гаммой чувств, святой любовью

            Тебя, спасенье, благодать!          

Л. Жидкова

Вся наша внутренняя жизнь движется любовию к Богу. Но откуда взять эту любовь? Всякая наша любовь питается впечатлениями от любимого объекта (мира, родных). Как может удержаться и не затянуть наша любовь, а так же и наша вера, если она не питается никакими впечатлениями? Но какие же впечатления от Бога, Которого не видел никто никогда ? Мы имеем Христа. Размышления о нем, молитва, чтение Евангелия — вот пища, питающая нашу к Нему любовь. Но бывает, и очень часто, что для этого сердце наше оказывается слишком грубым, невосприимчивым…. Тогда надо пытаться обратиться к чтению житий святых, к писаниям отцов — у них тоже свет Христов, но в умягченном, ослабленном виде, уже прошедший сквозь призму хотя и святой, но человеческой души.

Все трудности от недостатка любви к Богу, и все трудности среди людей от недостатка любви между ними. Если есть любовь, трудностей быть не может. Опыт любви единственный путь, верный и самоочевидный. До этого движения сердца человек глух и слеп ко всему, даже у чуду. После же ощущения Бога в себе ему не нужны чудеса — чудо уже совершилось в нем самом.

Схиигумен Савва (Остапенко)